Пятница, 10.01.2025, 13:33
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Интегрированный урок

Юго-Западное окружное управление образования

Департамента образования города Москвы

 

Государственное образовательное учреждение

 

средняя общеобразовательная школа № 1161

 

 

 

 ШКОЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ

 

ПО МАТЕРИАЛАМ ШКОЛЬНЫХ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированный урок биологии и информатики

Г.Р. Сальникова, учитель биологии,

А.А. Черечукин, учитель информатики и ИКТ, к.ф.-м.н.

 

         Цель обучения можно формулировать по-разному, но в любом случае среди задач, реализующих цель можно часто встретить следующие формулировки [1]:

-   усиление мотивации учащихся к обучению;

-   расширение обучающего пространства;

-   развитие воображения;

-   улучшение усвоения учебной программы;

-   формирование у учащихся целостного восприятия предметов как единого общего пространства взаимосвязанных дисциплин.

         Интегрированные уроки, объединяющие различные формы образовательной деятельности, ориентированные на построение различных коммуникационных отношений между участниками образовательного процесса, на построение коммуникативных сред как пространства развития личности, давно показали свою эффективность, как в плане усвоения учебной программы, так и в плане формирования у учащихся целостного восприятия окружающего мира. При этом инновационные технологии, которые могут быть использованы на таких уроках, призваны развивать мотивацию учащихся к обучению, расширяют обучающее пространство, развивают воображение, а хорошее образование – это, прежде всего, развивающее образование [2].

         Оснащённость школы современным оборудованием расширяет возможности использования наглядных пособий, средств мультимедиа в учебном процессе, а также позволяет проводить интегрированные уроки, объединяющие различные предметы в единое целое.

         Интегрированные уроки биологии и информатики проведены в параллельных 10-х классах для решения генетических задач разноуровневой сложности, соответствующих индивидуальным возможностям учащихся и демонстрации примеров прикладного программного обеспечения, а также в качестве примера биологической модели в рамках темы "Моделирование и формализация”.

         Использование мультимедийной программы «БиоЛогика» [3] призвано повысить качество обучения учащихся и сформировать у них целостное восприятие генетики в курсе биологии путём проведения урока биологии совместно с уроком информатики. Кроме того, данная программа позволяет изменить традиционный способ оценивания результатов обучения, ввести взаимооценивание, самоконтроль или использовать специальные автоматизированные контрольно-оценочные системы. Данные формы образовательной деятельности позволяют использовать методику совместного проектирования урока.

         Генетика как наука, сформировавшаяся сравнительно недавно, но отражающая законы наследования тех или иных признаков, при вероятностной системе случайного распределения, тем не менее, имеющих общую закономерность, проследить которую бывает достаточно сложно из-за невозможности воспроизвести в ходе эксперимента, весьма сложно воспринимается учащимися. Несколько упростить задачу восприятия позволяет применение приёмов моделирования, с основными элементами которых учащиеся знакомятся на уроках информатики и ИКТ [4].

         В программе «БиоЛогика» генетика изучается в игровой форме на примере наследования признаков у дракончиков (рис. 1). Пользователи сами могут создать дракончика с определёнными характеристиками. Программа позволяет варьировать достаточно большое число признаков, как самостоятельных, так и связанных с полом или сцепленных с генами, а также даёт возможность увидеть, сочетание каких признаков родителей приводит к нежизнеспособности потомства.

Рис. 1. Вариант работы подпрограммы Мейоз.

         Программа может быть использована для отработки отдельных тем или итогового контроля. Адекватное использование программы позволяет каждому учащемуся подобрать уровень сложности, соответствующий индивидуальным возможностям. Такой подход исключает вероятность неуспешности и повышает уровень рефлексии за счёт позитивного результата. Эмоциональный отклик учащихся был бурным, что проявилось не только в положительной характеристике в адрес программы, но и самостоятельном увеличении сложности и уровня решаемых заданий, а также во взаимопомощи. Можно смело констатировать увеличение познавательного интереса учащихся.

         Проведение интегрированного урока имело перед собой и цель, поставленную только перед педагогами: анализ возможностей предоставляемых программой, выявление эффективности и целесообразности её применения, ровно как и проведение интегрированного урока. Анализ процесса проведения и результатов, продемонстрированных учащимися в ходе занятий, показал, что интегрированный урок с применением мультимедийной программы «БиоЛогика»:

-   позволяет решить учебные задачи, стоящие перед педагогом и учащимися;

-   способствует формированию знаний, навыков и умений по разделу биологии «генетика»;

-   расширяет возможности использования инновационных технологий в обучении;

-   позволяет увеличить мотивированность к обучению;

-   развивает коммуникативные навыки.

         На основе вышеперечисленного можно сделать вывод, что использование подобных уроков при изучении раздела Генетика в курсе биологии в 9 и 10 классах является целесообразной, эффективной и перспективной методикой. Методические результаты интегрированного урока могут быть использованы и другими учителями-предметниками.

 

Литература

1.     Методическая библиотека Российского образовательного форума – 2004 / Авт.-сост. А.Б. Бакурадзе, Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова и др. – М.: АПКиПРО, 2004.

2.     С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина Совсем необычный урок. – Воронеж, 2006.

3.     БиоЛогика / Виртуальная лаборатория по генетики. Институт новых технологий, русская версия, 2008.

4.     Н.Д. Угринович Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов – М.: БИНОМ, 2006.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Sanya (20.04.2013)
Просмотров: 733 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 макаров  
0
Хуйня твой сайт, мой збсь

Имя *:
Email *:
Код *: